Лучшие графические оболочки linux

Нет нужных программ

Под Linux написано тысячи разнообразных программ, но до сих пор переход на Linux для многих пользователей сопряжен с трудностями, которые связаны именно с отсутствием нужной программы для Linux.

Альтернативы почти всегда можно найти, но иногда они не решают поставленных задач, а иногда имеют недостаточную функциональность.

В качестве примера, конечно, можно привести в первую очередь Adobe Photoshop и Microsoft Office.

Альтернативные GIMP и LibreOffice не всегда решают поставленные задачи. GIMP имеет, откровенно говоря, некрасивый интерфейс, а LibreOffice не всегда корректно справляется с файлами от Microsoft Office.

Еще хуже дело обстоит в области видеообработки. Полноценных и мощных программ видео-монтажа под Linux нет. Те, которые есть, например, Kdenlive, сильно уступают по возможностям таким мастодонтам, как Adobe Premiere или Final Cut Pro (под MacOS).

Есть еще ряд специализированных программ, научных и инженерных, которые не имеют версий или полноценных альтернатив для Linux. В качестве примера можно привести AutoCAD.

Использование переменных и входных данных

Использование позиционных параметров

useradd lisauseraddlisa $1$2Листинг 1

lisalori bob

Листинг 2

В Листинге 2 представлены два новых элемента, которые относятся к аргументам:

  • $# — это счетчик, который показывает, сколько аргументов было использовано при запуске скрипта.
  • $@ — список всех аргументов, которые использовались при запуске скрипта.

forfor for i in $@$@$ido doneecho Давайте попробуем воспользоваться скриптом из листинга 2 в этом примере:

  1. Введите vi argument, чтобы создать файл argument и скопируйте содержимое из скрипта листинга 2 в этот файл.
  2. Сохраните файл и сделайте его исполняемым.
  3. Запустите команду ./argument a b c. Вы увидите, что отобразятся три строки.
  4. Запустите команду ./argument a b c d e f. Вы увидите, что помимо a b c отобразятся и d e f.

Циклы в скриптах

Преимущество программ в том, что мы можем в несколько строчек указать какие действия нужно выполнить несколько раз. Например, возможно написание скриптов на bash, которые состоят всего из нескольких строчек, а выполняются часами, анализируя параметры и выполняя нужные действия.

Первым рассмотрим цикл for. Вот его синтаксис:

for переменная in список do команда done

Перебирает весь список, и присваивает по очереди переменной значение из списка, после каждого присваивания выполняет команды, расположенные между do и done.

Например, переберем пять цифр:

for index in 1 2 3 4 5 do echo $index done

Или вы можете перечислить все файлы из текущей директории:

for file in $(ls -l); do echo “$file”; done

Как вы понимаете, можно не только выводить имена, но и выполнять нужные действия, это очень полезно когда выполняется создание bash скрипта.

Второй цикл, который мы рассмотрим – это цикл while, он выполняется пока команда условия возвращает код 0, успех. Рассмотрим синтаксис:

while команда условие do команда done

!/bin/bash index=1 while [[ $index

Как видите, все выполняется, команда let просто выполняет указанную математическую операцию, в нашем случае увеличивает значение переменной на единицу.

Хотелось бы отметить еще кое-что. Такие конструкции, как while, for, if рассчитаны на запись в несколько строк, и если вы попытаетесь их записать в одну строку, то получите ошибку. Но тем не менее это возможно, для этого там, где должен быть перевод строки ставьте точку с запятой “;”. Например, предыдущий цикл можно было выполнить в виде одной строки:

Все очень просто я пытался не усложнять статью дополнительными терминами и возможностями bash, только самое основное. В некоторых случаях, возможно, вам понадобиться сделать gui для bash скрипта, тогда вы можете использовать такие программы как zenity или kdialog, с помощью них очень удобно выводить сообщения пользователю и даже запрашивать у него информацию.

Как ускорить работу компьютера

Данная тема заслуживает отдельной статьи, поэтому в рамках данной проблемы, кратко приведем пошаговый план действий для повышения производительности ПК.

Прежде чем увеличивать скорость, выполняем все действия выше — убеждаемся в отсутствии каких либо проблем, препятствующих быстрой работе. После можно следовать данным советам:

  1. Пользуемся компьютером разумно:
    • Не запускаем большого количества программ одновременно без необходимости. Не редко на тормозящем компьютере можно увидеть браузер с 1000-й открытых вкладок и офисных документов. Ресурсы не резиновые и стоит закрывать программы, которыми мы не пользуемся.
    • Не устанавливаем на компьютер все в подряд. Внимательно устанавливаем программы (частенько, они предлагают дополнительно установить утилиты или другие программы) — отказываемся и ставим только то, чем будем пользоваться.
    • Время от времени, удаляем софт, которым перестали пользоваться.
  2. Настраиваем автоматическую чистку компьютера от временных файлов, например, с помощью программы CCleaner.
  3. Делаем полную проверку компьютера на наличие вирусов и вычищаем все, что найдет программа.
  4. Отключаем из автозапуска все, чем не пользуемся.
  5. При медленной производительности диска, можно настроить Readyboost. Это технология для программного кеширования на флеш-накопитель.
  6. Отключаем ненужные службы Windows. Однако, для каждого пользователя это свои «ненужные» службы, так как их отключение приводит к потери некоторой функциональности. Перед отключением, рекомендуется изучить, за что отвечает каждая из служб и сделать соответствующий вывод. Также, стоит с помощью программы Process Explorer найти svchost для нее посмотреть, а много ли ресурсов потребляет служба и стоит ли ее выключать.

Если программные методы не повысили скорость до желаемого результата, делаем upgrade своему компьютеру. Если используется обычный HDD, его замена на SSD даст приличный прирост производительности.

Автодополнение

Tab – автодополнение (в контексте)

Во многих командных интерпретаторах (и в bash в том числе) используется такая возможность, как автодополнение. Как минимум нужно знать, что по нажатию клавиши дописывается название команды. В bash по умолчанию обычно настроено так, что если имеется только один вариант дополнения, то он дописывается по нажатию (также можно использовать и ). Когда вариантов дополнения много, то по первому нажатию дописывается только общая часть (если она есть). А по второму нажатию отображается список всех доступных вариантов. Дальше можно набрать еще символов – уточнить, какое из дополнений нужно, и снова нажать . То же самое с другими дополнениями: имен файлов, имен переменных.

^^^ Здесь, например, смотрю (нажав дважды ), что есть несколько команд, начинающихся с «if», добавив «c» и нажав , получаю набранной команду «ifconfig».

^^^ В этом примере дополняю аргументы команды (здесь имена файлов). Также видно, что в случае, когда вариантов много и все не умещаются в окне терминала, их список отображается утилитой для постраничного просмотра (также при очень большом списке вариантов выдается запрос вида «Display all 125 possibilities? (y or n)» или, как в этом примере, при малом количестве — «—More—».

Дополнения имен пользователей, переменных

Часто, когда дописываются аргументы команд по , дописываются имена файлов. Но стоит также отметить, что, в зависимости от контекста, по дописываются и имена переменных (аргументы, начинающиеся с символа «$»), имена пользователей (аргументы, начинающиеся с символа «~»),…

^^^ Здесь, чтобы набрать «$HISTFILESIZE», вместо 13 символов набрал 8 символов ( ). Помимо того, что так быстрее, это еще и позволяет допускать меньше ошибок при наборе команд, так как не просто печатаю текст, а выбираю из списка установленных переменных.

^^^ Здесь дописываю имена пользователей (фактически пишу адрес домашней директории).

Также bash может дополнять не потому, что набранный текст начинается с определенного символа, а по определенным комбинациям клавиш.

Список того, что может дополнять bash, можно посмотреть командой:

Так, например, видно, что:

  • – покажет список имен пользователей, начинающихся с набранных символов, а дополнить комбинацией ;

  • – список имен машин (согласно /etc/hosts), начинающихся с набранных символов, а дополнить – ;

  • – список имен переменных, заданных в этой сессии (можно их также посмотреть командой set), а дополнить – ;

  • – список команд (согласно доступных: $PATH, alias, функций, встроенных команд), а дополнить – ;

  • – список имен файлов, а дополнить – .

Alt-* – вставить дополнения, Ctrl-x * – развернуть шаблон

(точнее, ) или, что, то же самое, (точнее, , , ), вставит все варианты дополнения в командную строку. Аналогично можно развернуть список файлов, переменных, имен пользователей.

В примерах ниже разворачиваю список файлов:

Вариант с :

Вариант с :

– развернет уже написанный в командной строке шаблон, как в примере ниже:

История команд

«Работа с историей команд» – классическая тема обычно из любого начального курса по Linux (по крайней мере, среди тех курсов, которые читаются у нас в «Сетевой Академии ЛАНИТ»). И многие, кто имеет хотя бы небольшой опыт работы с командной строкой, историей команд пользуются – как минимум знают, что она есть, и используют стрелки «вверх» (отобразить предыдущую команду) и «вниз» (отобразить следующую после отображаемой команду в истории команд), чтобы выбрать, какую из ранее введенных команд либо снова выполнить, либо подредактировать и запустить отредактированную. Но помимо стрелок еще есть ряд полезных комбинаций клавиш, которые позволяют работать с историей команд, – быстрее находить нужные команды.

Ctrl-r – Поиск по истории

Комбинация позволяет искать в истории команд команды, содержащие указанный далее текст.

^^^ В этом примере мне понадобилось из истории вытащить команду, содержащую текст «su»: нажав и набрав искомый текст «su», я увидел самую недавнюю команду, содержащую «su»; при повторном нажатии отображается предыдущая команда, содержащая «su» и т.д. При необходимости изменить команду жму стрелку «вправо» и правлю текст, а чтобы запустить команду — нажимаю .

PgUp/PgDown – Поиск по истории

– отображает предыдущую команду начинающуюся с уже введенного текста, – следующую.

^^^ В этом примере перемещаюсь между командами, начинающимися с «cat». (Часто также ищу команды, начинающиеся с «sudo». Или если мне нужно снова отредактировать какой-то файл, который недавно редактировал: набираю «vi», жму несколько раз , а затем .)

Alt-_/Alt-./Alt— – вставка аргументов

Комбинация (выполняется нажатием , , ) – вставляет последний аргумент из предыдущих команд. (Аналогично работает комбинация или, что то же самое, )

^^^ В данном примере видно, как повторные нажатия вставляют аргументы от пред-пред-…-идущих команд.

Комбинация – позволяет указать (порядковый номер с конца), какой аргумент вставить клавишей из предыдущей команды.

^^^ В данном примере вставляю в командную строку различные аргументы из предыдущей команды.

Alt-# – текущую команду преобразовать в комментарий

Бывает, во время набора очень длинной команды понимаю, что мне нужно что-нибудь посмотреть или дополнительно сделать (например, глянуть, какие файлы есть в определенной директории, прочитать мануал по команде, установить нужный пакет…). Что делать с уже набранным текстом? Хотелось бы посмотреть нужную информацию и продолжить набирать команду, а не начинать печатать её сначала. (выполняется нажатием , , . Также можно использовать ) – преобразует текущую набранную команду в комментарий в истории – добавляет символ «#» в начало строки и добавляет полученную строку в историю команд.

Ctrl-o – повтор команд из истории

Комбинация позволяет повторять серию команд из истории. То есть нужно из истории команд стрелками выбрать первую команду из серии и нажать – это выполнит текущую команду и выведет из истории следующую. Дальше можно продолжать нажимать с тем же эффектом.

^^^ В примере я написал три команды: одна увеличивает на 1 переменную, которой соответствует год; вторая выводит переменную-год; третья показывает, сколько дней в феврале в указанном году. Дальше, нажимая , повторяю эту серию из трех команд много раз (один кадр соответствует трем нажатиям).

openRazer, polychromatic, RazerGenie

openRazer — проект по реализации открытых драйверов для устройств компании Razer на Linux. Стоит отметить, что в openRGB частично включён этот проект, однако при помощи графических утилит через openRazer можно настроить не только подсветку, но макросы клавиатуры, поведение кнопок мыши, выбрать наиболее подходящий профиль DPI.

Поддержка девайсов: https://github.com/openrazer/openrazer#device-support

polychromatic — графический интерфейс и апплет для openRazer. Позволяет создавать профили для конкретных игр и т.д. Github проекта: https://github.com/polychromatic/polychromatic

RazerGenie — ещё один графический интерфейс, в отличие от предыдущего позволяет лучше управлять настройками мыши. Написан на С++ и фреймворке Qt Github проекта: https://github.com/z3ntu/RazerGenie

Планировщик заданий cron

В случае, когда есть необходимость периодического запуска скриптов, полезно использовать планировщик cron, он позволяет задать расписание запуска скрипта и не требует присутствия администратора.

Просмотр заданий пользователя выполняется командой . Для редактирования и создания новых задания используется команда . Строки для запуска команд планировщика в файле конфигурации cron имеют следующий формат:

Где m – минута, h – час, dom – день месяца, mon – месяц, dow – день недели, command – команда, parameters – список параметров. Наглядно этот формат можно представить так:

Например, для того, чтобы в 10 и 30 минут каждого часа каждый день месяца весь год по будням запускать команду, нужно указать следующее:

Более простой пример, каждые 15 минут выполнять команду:

Создадим скрипт для резервного копирования домашней директории пользователя, который будет создавать новый файл бэкапа при каждом запуске:

Поставим скрипт на выполнение каждый день в 22:00, выполнив команду и добавив с помощью открывшегося редактора строку:

Проверить, что задача добавлена в планировщик, можно командой :

В результате каждый день в 22:00 будет создаваться резервная копия домашней директории пользователя (в приведенном примере для демонстрации запуск скрипта выполняется каждую минуту):

Нужно отметить, что директория /tmp в примере использована исключительно для тестов, т.к. она предназначена для хранения временных файлов, и использовать её для хранения резервных копий нельзя. Правильное место размещения бэкапов может подсказать системный администратор.

Установка операционной системы

Сначала определимся с архитектурой сервера. Если Вам известна марка процессора, установленного в сервер, ознакомившись с его спецификацией Вы узнаете, совместим ли он с архитектурой x86-64 (64 бит) или только i386 (32 бит). Косвенный признак — размер оперативной памяти, 32-битная архитектура не может работать с оперативной памятью объемом более 3 Гбайт, иногда в эту архитектуру устанавливали 4 Гбайт памяти, но в системе было видно только 3 Гбайт.

Идем на страницу загрузки Ubuntu Server и скачиваем дистрибутив, соответствующей архитектуры. Дистрибутивы Ubuntu распространяются в виде образов загрузочных DVD дисков.

Для установки Вам потребуется записать загрузочный DVD диск из скачанного образа, или, что как правило удобнее, подготовить загрузочную флешку специальной утилитой. Вставляйте диск или флешку в сервер и загружайтесь с нее.

Выбирайте русский язык и в меню .

Далее Вам предложат указать страну, выбрать раскладку клавиатуры, дать имя серверу, указать имя и пароль суперпользователя (аналог администратора в Ubuntu) и подтвердить временную зону.

Некоторое затруднение может вызвать разметка диска. Если сомневаетесь, выбирайте автоматическую разметку и использовать весь диск. Но лучше выделить домашние папки пользователей в отдельные логические диски.

Так будет удобнее обновлять операционную систему, когда выйдет новая LTS версия 18.04.

Создавать или нет раздел подкачки зависит от объема оперативной памяти. Если у Вас ее немного, создайте раздел подкачки с таким же объемом. Впрочем, это не обязательно, можно после установки создать файл подкачки.

Далее в процессе установки Вам нужно будет выбрать каким образом Вы хотите управлять обновлением системы. Рекомендую устанавливать обновления безопасности автоматически.

И ближе к концу установки Вам предложат выбрать готовые наборы серверного программного обеспечения. Нам понадобятся:

  • Samba file server
  • Standart system utilites
  • OpenSSH server

Инсталлятор завершит свою работу, перезапустит сервер, Вы увидите протокол загрузки операционной системы, который завершится приглашением ввести логин и пароль пользователя в консоль.

Добро пожаловать в Linux!

Процесс установки и системные требования Deepin

На данный момент актуальная версия дистрибутива — Deepin 20.2 на основе Debian 10.8, используемые пакеты соответствуют версии 5.11.

Минимальные системные требования Deepin:

  • двухъядерный процессор
  • 2 гигабайта оперативной памяти
  • 64 Гб на жестком диске

Меньше — возможно, но будет некомфортно. Большее удастся заметить только в конкретных задачах.

Рекомендую использовать торрент-клиент: это займет 10-30 минут против 6 часов по прямой ссылке с китайских серверов.

Процесс загрузки и настройки Deepin

Установка проста: скачиваем дистрибутив с официального сайта, записываем с помощью UltraISO на флешку или диск, загружаемся.

Или загружаемся без установки: образ поставляется в виде Live-дистрибутива, поэтому можно опробовать систему и провести установку в графическом интерфейсе.

Выбранный диск форматируем в NTFS, FAT32 или ext2/ext3 — специфичном формате NIX-систем. Сделать это можно заранее или прямо во время установки.

Последние использовать стоит только в том случае, если система — единственная на диске и доступ к ней из других систем не предполагается.

Deepin автоматически создает необходимые разделы: swap, загрузочный, системный. Пользователю в данном случае остается не более 15 Гб.

Встроенные переменные

  • $0 Имя скрипта (name of the script)
  • $1 $2… $n Параметры переданные скрипту/фнукции (positional parameters to script/function)
  • $$ PID скрипта (PID of the script)
  • $! PID последней команды выполненной в фоне(PID of the last command executed (and run in the background))
  • $? Статус возвращенный последней командой (exit status of the last command (${PIPESTATUS} for pipelined commands))
  • $# Количество параметров переданных скрипту/функции (number of parameters to script/function)
  • $@ Все параметры переданные скрипту/функции, представленные в виде слов (sees arguments as separate word)
  • $* Все параметры переданные скрипту/функции, представленные в виде одного слова (sees arguments as single word)
  • Как правило:
  • $* Редко является полезной
  • $@ Корректно обрабатывает пустые параметры и параметры с пробелами
  • $@ При использовании обычно заключается в двойные кавычки — «$@»

Пример:

вывод:

Специфические баги спецсофта

Вот тут и становится понятно, что Windows пока не смогут убить ни Ubuntu, ни macOS. У второй есть все, но нет игр. У первой нет даже профессионального софта.

Существующие версии инженерных программ зачастую представляют с собой сущий ад: тот же интерфейс, та же функциональность. Но установка — это что-то с чем-то.

Нормальные разработчики дают некое подобие исполняемого файла для установки. Остальные предлагают использовать классические NIX-методы вроде компиляции и перемещений файлов через командную строку с правами администратора.

Пиратский софт на Ubuntu — проблема. MatLab на чужих скриншотах

Есть и такие, которые (среди них оказался необходимый мне профессиональный инженерный софт) совсем не получилось установить по необъяснимым причинам.

В частности, проблемы приносят: любые средства взлома, любые сложные системы защиты, любые системы с обращением к шифрованным дискам и контейнерам.

Большинство из них решаемы, но не научным методом тыка. Придется «курить мануалы».

Что если программа заработала? Польза от перехода к Ubuntu есть далеко не всегда:

  • программы, которые используют нативные NIX-драйвера, работают заметно быстрее и комфортнее.
  • программы, использующие проприетарные драйвера, например, для задействования CUDA-вычислений на видеокартах Nvidia, прекрасно себя чувствуют в адаптированных приложениях, но особой разницы в производительности нет.

Наконец, стоит помнить, что ряд приложений, существующих в специально разработанных NIX-версиях, действительно работают быстрее и лучше.

Но таких очень немного, а разница в 10-15% при объемных вычислениях играет меньше значения, чем стабильная работа в иных случаях.

Основы скриптов

Скрипт или как его еще называют – сценарий, это последовательность команд, которые по очереди считывает и выполняет программа-интерпретатор, в нашем случае это программа командной строки – bash.

Скрипт – это обычный текстовый файл, в котором перечислены обычные команды, которые мы привыкли вводить вручную, а также указанна программа, которая будет их выполнять. Загрузчик, который будет выполнять скрипт не умеет работать с переменными окружения, поэтому ему нужно передать точный путь к программе, которую нужно запустить. А дальше он уже передаст ваш скрипт этой программе и начнется выполнение.

Простейший пример скрипта для командной оболочки Bash:

Утилита echo выводит строку, переданную ей в параметре на экран. Первая строка особая, она задает программу, которая будет выполнять команды. Вообще говоря, мы можем создать скрипт на любом другом языке программирования и указать нужный интерпретатор, например, на python:

!/usr/bin/env python print(“Hello world”)

!/usr/bin/env php echo “Hello world”;

В первом случае мы прямо указали на программу, которая будет выполнять команды, в двух следующих мы не знаем точный адрес программы, поэтому просим утилиту env найти ее по имени и запустить. Такой подход используется во многих скриптах. Но это еще не все. В системе Linux, чтобы система могла выполнить скрипт, нужно установить на файл с ним флаг исполняемый.

Этот флаг ничего не меняет в самом файле, только говорит системе, что это не просто текстовый файл, а программа и ее нужно выполнять, открыть файл, узнать интерпретатор и выполнить. Если интерпретатор не указан, будет по умолчанию использоваться интерпретатор пользователя. Но поскольку не все используют bash, нужно указывать это явно.

Теперь выполняем нашу небольшую первую программу:

Все работает. Вы уже знаете как написать маленький скрипт, скажем для обновления. Как видите, скрипты содержат те же команды, что и выполняются в терминале, их писать очень просто. Но теперь мы немного усложним задачу. Поскольку скрипт, это программа, ему нужно самому принимать некоторые решения, хранить результаты выполнения команд и выполнять циклы. Все это позволяет делать оболочка Bash. Правда, тут все намного сложнее. Начнем с простого.

Как установить Linux Mint

Программа поставляется в виде ISO-файла, который после скачивания можно использовать для создания загрузочного диска или USB-накопителя. Скачать его можно с официального сайта системы, в разделе Download. Сборок несколько, можно просмотреть все и выбрать наиболее подходящую по параметрам. В меню появится окно для выбора версий, для разных видов ПК и технических возможностей устройства.

После выбора сборки происходит процесс загрузки и установки. Он не отличается от других ОС, если вы имеете опыт установки Windows, инсталляция этого файла займет намного меньше времени и потребует элементарные знания работы с файлами.

Процесс состоит из таких этапов:

  • выбрать сервер, с которого будет скачан файл;
  • записать образ на носитель через специальные программы;
  • зайти в Root права и указать файл для загрузки;
  • подобрать персональные параметры;
  • заполнить все данные о пользователе, создать пароль;
  • начнется инсталляция, подождать ее окончания.

Разобраться с установкой Linux Mint легко, она практически не отличается от привычной операционной системы Windows. Если есть желание поэкспериментировать, ее можно скачать из открытого источника, установить, попробовать и вернуться на старую версию ОС. Каждая из них имеет преимущества и недостатки, разработчики работают над ними, улучшая продукт для установки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ваша ОС
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: